Тюнинговый распредвал

Признаюсь, меня всегда удивляла потребность владельцев автомобиля Renault Logan постоянно «усовершенствовать» свою механическую повозку.

Видимо, неспроста в народе сложилось мнение, что Логан — логическое продолжение отечественного автопрома.

Тюнинговый распредвал Ну вот представьте: найти токаря-сантехника, который за поллитра, ночью — сделает новую приблуду для двигателя. На выходные можно запереться с друзьями в гараже, не забыв, конечно, и о поллитре для себя. Разобрать половину машины, пытаясь впихнуть под капот то, чего там быть не должно. Впихнуть, попытаться установить на место выпотрошенные детали, выкинуть то, что не влезло, и ездить по округе на своих «Жигулях», пугая прохожих ужасающим рокотом и хвастаясь увеличением мощности двигателя в 1,5 лошадиные силы.

Но друзья, Логан — не «Жигули»!

Он разрабатывался отнюдь не в России, а значит, не придуман кем-то в последний день перед сдачей проекта. Проектирование модели Logan началось еще в далеком 1998 году и за 6 лет до начала производства автомобиля были протестированы различные комбинации всех узлов и механизмов и выбран самый оптимальный их набор.

Владельцы иномарок довольно редко тратятся на тюнинг. Почему? Ответ прост — они сразу покупают ту машину, которая им нужна. Если понадобится более мощная машина, они продадут старую и купят ту, параметры которой устраивают их в данный момент.

А вот в СССР была одна небольшая проблема: если ты хотел семейный автомобиль, ты покупал «семерку», а вот если ты хотел быстрый автомобиль, ты отправлялся на тот же рынок и покупал... все ту же «семерку». Вариантов больше не было и именно тогда начал зарождаться тот самый «советский тюнинг», когда покупалось ведро и с добавлением «свистелок и перделок» оно превращалось в гоночный болид. Похож он был на бегуна-чемпиона с одним глазом, протезами вместо рук и аппаратом искусственных легких за спиной. Ну и ладно, зато бегает быстро.

Как-то мне попалась занятная страница на drive2 одного из таких любителей тюнинговать Logan. Список изменений был довольно большим, но осилил я ровно два абзаца, поскольку уже там прочитал об установке компрессора под капот, для чего пришлось выпилить блок ABS. Я написал автору, с просьбой объяснить, чем был вызван такой поступок, на что получил ответ «ну штобы на трассе вперед тянуло, понемаеш?». Нет, не понимаю. Зато прекрасно понимаю людей, смотрящих на тюнинг бюджетных автомобилей и не собирающихся участвовать в профессиональных гонках, как на попытки нищеброда доказать свою крутость и элитарность. Выглядит в большинстве случаев довольно жалко.

Но сегодня мы говорим не о тюнинге в целом, а об установке на Логан тюнингового распредвала и начал этот разговор в 2009 году пользователь форума нашего Клуба ludnicat.

Распределительный вал — это механический “мозг” двигателя, определяющий время, скорость, высоту подъема и продолжительность открытия клапанов, что в большой степени формирует характер работы двигателя.

Основной характеристикой двигателя автомобиля обычно считают его мощность. В действительности же влияние на характер автомобиля оказывают не только максимальная мощность, но и крутящий момент. Ведь наибольшую мощность в стандартном автомобиле можно реализовать только при определенных оборотах, близких к максимальным. “Горячему” водителю нужен приемистый двигатель, который при старте и разгоне, не напрягаясь, “идет” за педалью газа. Такую характеристику обеспечивает достаточно большой и относительно постоянный крутящий момент в диапазоне низких и средних оборотов. Чтобы улучшить приемистость, надо ускорить подачу в цилиндры нужного количества рабочей смеси, то есть изменить фазы открытия и закрытия клапанов.Тюнинговый распредвал обеспечивает оптимальную подачу полноценного заряда смеси в цилиндр путем увеличения высоты подъема клапанов.

Существуют различные распредвалы, предназначенные для разных целей:

— «низовой, моментный» вал для городской езды;

— универсальный вал «город — трасса»;

— верховой вал «трасса».

Выбирая для двигателя определенного объема распредвал с меньшим подъемом клапанов, мы в наибольшей степени реализуем положительный эффект на низких частотах вращения коленвала. Распредвал с большим подъемом кулачков позволяет повысить мощность на высоких оборотах.

При подборе вала, как правило, стараются изменить кривую крутящего момента или мощности в диапазоне рабочих режимов двигателя в зависимости от стиля вождения и пожеланий владельца автомобиля. Максимальные значения либо смещают в область низких оборотов, и тогда вал условно называют “низовым”, либо в область высоких оборотов — тогда он будет “верховым”.

Если хочется увеличить эффективность в заданных оборотах, придется пожертвовать другими параметрами. Так, “низовые” валы проигрывают в зоне высоких оборотов, а верховые, соответственно, на холостом ходу и при низких частотах вращения. Отвечает за изменения профиль кулачка. Для увеличения тяги на “низах” его делают более широким и плавным, если требуется мощность на “верхах” — более узким и острым. Соответственно, если вы готовите машину к “дрэгу”, стоит установить вал “низы—середина”. А если вас не устраивает “тупизна” автомобиля на трассе — “верховой”.

Впрочем, сомнения в целесообразности и безопасности изменений появились сразу и первым их выразил пользователь Антон Пустовалов: «Замена вала - это не панацея - если уж решились на этот шаг - то для начала должно появиться понимание, что вы хотите получить на выходе, а потом приготовиться к целому комплексу доработок, т.к. один вал - в хорошо сбалансированном двигателе - может не только не улучшить показатели работы, но и сыграть злую шутку, понизив тот или иной параметр. А установивший - будет заниматься самообманом и уверенно рекомендовать этот апгрейд другим.

Поэтому - пока нет полной информации с показаниями стенда, вариантами настройки двигателя до и после изменения - все разговоры о валах - это пустое».После этого автор сразу перекинулся на облегчение маховика, дав всем понять, что сам не понимает, что и зачем он делает и главная цель интересующих его изменений - «ну штобы на трассе вперед тянуло, понемаеш?».

Первым же осмысленные шаги в направлении тюнинга распредвала сделал почётный член клуба, пользователь ayk Первым же осмысленные шаги в направлении тюнинга распредвала сделал почётный член клуба, пользователь ayk: «Я одновременно делал два телодвижения - на основании графиков замеров моей машины мне делали вал, а в другом месте мне шлифовали «голову» (ГБЦ, а не ayk’у), чтобы увеличить степень сжатия (причем заметно). Такие доработки всегда надо делать последовательно, то есть вначале что-то одно ставить, настраивать, проводить диагностику движка, мерить на стенде - и только потом делать следующую». С этого момента процесс пошел, больше всех внес в тему пользователь svvmotorsport, поставив это дело на поток. Через некоторое время даже организовалась акция по замене стокового вала в LoganCup для всех желающих.

Первым свой отзыв оставил зам. директора Логан Гаража Ky6uk: «Автомобиль едет. Едет очень замечательно... Конечно не спорт-кар, но дает приличную возможность для водителя прижать тапку. Вал позволяет водителю расслабиться при неравномерных скоростях при не очень интенсивном движении, т.е. не надо переключаться на пониженную и повышенную передачу... Просто «забиваешь» на рычаг КПП. Подхват с низов очень меня порадовал. Уверено крутится мотор до отсечки в 6800 об. Уверенности придает каждое ускорение при обгоне, даже если Вы неожиданно решили вдавить и пролезть в окно в соседнем ряду... Успеваю.

По поводу топлива - ничего особо не изменилось, т.е. больше не стало жрать... но и тихо я не ездил... В общем, по всем субъективным моментам - Легко. Позитивно. Удобно. Быстро...».

Дальше восторженные отзывы полились потоком: XxxFESSxxX, vasili, Loki, Шум и многие другие не преминули похвалить вал ДМП-5 от Виталия svvmotorsport. Восторженные комментарии сыпятся в тему до сих пор и вы всегда можете оставить там свое мнение, купить тюнинговый вал себе, поделиться своим опытом эксплуатации улучшенного вала или просто пообщаться с другими пользователями. А я лишь пожелаю вам всегда четко понимать, что и зачем вы улучшаете в своей машине и не гнаться за не нужными понтами. Конечно, всем приятно обогнать 300-сильный Корвет, но в пылу гонки можно не рассчитать свои силы и поставить под угрозу как свою безопасность, так и безопасность ваших пассажиров.

Примечание редакции:

К любому измененному валу нужна своя прошивка «мозгов». Просто так, новый вал и стандартные мозги вместе - это небольшая прибавка к мощности за приличные деньги. Поэтому считаю, замена вала автоматически ведёт к изменению прошивки ЭБУ (ЭСУД), да желательно так же поставить увеличенный дроссель, т.к. на увеличенных оборотах отсечки из-за стандартного дросселя двигателю будет просто не хватать воздуха - он будет задыхаться.

Возможно, это будет следующим этапом «тюнинга двигателя». 

D-e-u-s