ОСАГО.Как распознать агента-мошенника.

Уже многое сказано о разных видах мошенничества на дорогах, я же хочу посвятить свою статью мошенничеству при оформлении полиса ОСАГО.

Во всех крупных автосалонах уже давно сидят страховые агенты, которые предлагают оформить страховку одновременно с покупкой нового автомобиля. Как правило, у таких агентов идёт постоянный приток новых клиентов, что позволяет им неплохо существовать и делает бессмысленными любые попытки мошенничества. Ещё более надёжный способ – это вызвать представителя страховой компании в салон для оформления полиса ОСАГО. Многие страховые компании уже давно предоставляют такую услугу. Можно и самому доехать до офиса страховой, чтобы оформить страховку на месте. Напоминаю, что для оформления полиса ОСАГО предоставлять автомобиль к осмотру не требуется. Достаточно лишь паспорта, водительского удостоверения и ПТС или Свидетельства о регистрации.

Однако, часто бывает так, что застраховать автомобиль сразу не получилось. Поводов может быть множество - не успел, забыл, был занят, у агента в салоне кончились бланки или автомобиль требуется срочно поставить на учет. В таких случаях полис приходится покупать буквально на бегу. И тут нам на помощь приходят сотни газелей-вагончиков-палаток, плотными рядами стоящих рядом с ГИБДД. Какие же подводные камни ждут автовладельца при общении с такими агентами?

1. Продажа полисов страховых компаний, ушедших с рынка.

Такое происходит достаточно часто в последнее время. Компания ушла с рынка, и у агента на руках остались незаполненные полиса, которые он может превратить в деньги. Такие полиса агент может предлагать со скидкой и с оформлением задним числом. Чтобы избежать подобной ситуации желательно перед оформлением ОСАГО заглянуть на сайт Российского Союза Автостраховщиков в раздел «Информация для автовладельцев» и выписать названия компаний с приостановленными или отозваными лицензиями. Если такой возможности нет, лучше застраховать ответственность в компании, входящей в первую десятку на рынке. Первые десять компаний по количеству заключенных договоров ОСАГО по данным на апрель 2010 г.

Зачастую бывает так, что компания уже ушла с рынка, а тысячи её полисов продолжают гулять по рукам не имея на себе каких-либо опознавательных знаков 1. Росгосстрах

2. РЕСО-Гарантия

3. Ингосстрах

4. Спасские ворота

5. Военно-страховая компания

6. УралСиб

7. РОСНО

8. АльфаСтрахование

9. Согласие

10. МАКС

2. Продажа поддельных страховых полисов.

Зачастую бывает так, что компания уже ушла с рынка, а тысячи её полисов продолжают гулять по рукам не имея на себе каких-либо опознавательных знаков. Такие полиса могут продаваться с поддельным штампом реально существующей компании. Чтобы выявить подделку на месте надо быть, как минимум, экспертом-криминалистом и иметь под рукой для сравнения образец оригинального штампа.

Естественно, такое дано далеко не всем. Поэтому, если купленный полис вызывает сомнения, проверить его подлинность можно следующими способами - позвонить в страховую компанию и узнать, принадлежит ли ей этот полис и занесены ли данные о страхователе в их базу или зайти на сайт и проверить, в какую компанию был отгружен бланк полиса. Второй способ проще, но указанный ресурс обновляется нечасто, поэтому бланк полиса ОСАГО, который страховая компания получила один-два месяца назад, может в нём ещё не числиться.

Чтобы поставить автомобиль на учет такого полиса будет достаточно, так как инспектор тоже не обладает специфическими знаниями в области страхования. Но случись что на дороге, всё бремя ответственности может лечь на нерадивого автомобилиста. Поэтому возникает резонный вопрос «Что же делать?» И не менее актуальный «Как вернуть деньги?»

В первую очередь необходимо застраховать свою ответственность. Да, снова, так как выданный с нарушениями полис может оказаться по сути филькиной грамотой и не сможет защитить в случае ДТП.

Во вторую очередь написать заявление в полицию по статье 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации на агента, продавшего недействительный полис. К заявлению необходимо будет приложить сам полис и квитанцию о его оплате. Если это полис компании, ушедшей с рынка, то в заявлении необходимо указать соответствующий приказ Федеральной службы страхового надзора Российской Федерации. Если это полис «не той» страховой компании, то потребуется приложить к заявлению предварительно полученный официальный ответ Российского Союза Автостраховщиков о том, какой именно компании принадлежит указанный бланк полиса. Такой запрос можно отправить по почте, либо оформить непосредственно в офисе РСА.

Найти агента по горячим следам, как ни странно, может оказаться совсем не сложно. Агенты заинтересованы в большом количестве продаж и сохранении клиентуры, поэтому активно раздают свои контакты. Гораздо сложнее заставить работать сотрудников милиции, которым может оказаться лень возиться из-за 3-5 тысяч рублей. С другой стороны им может оказаться интересна очередная «палка» для повышения показателей.

3. Продажа недействительных страховых полисов.

Не смотря на строгое ведение учета бланков полисов ОСАГО, практически во всех компаниях происходят случаи воровства или утери бланков. Компании регулярно проводят сверку по всем номерам и, в случае выявления недостачи, заносят бланк в список недействительных. Ознакомиться с этим списком можно на сайте Российского Союза Автостраховщиков. Что делать страхователю в такой ситуации? Да практически ничего. У страхователя на руках есть сам полис и квитанция об оплате. Причины, по которым полис попал в список недействительных, его волновать не должны. Если страховая компания не уследила или что-то не поделила со своим агентом, то это проблемы только страховой компании и касаться страхователя они не должны. Отказ в выплате по такому полису является весомым основанием для обращения в Российский Союз Автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора.

4. Заполнение дубликатов после продажи и неверное заполнение.

Если агент заполнил только первый экземпляр полиса ОСАГО, а второй под предлогом экономии времени обязуется заполнить позже самостоятельно, это почти наверняка попытка мошенничества. Данные, которые он занесет во второй экземляр, могут не соответствовать тому, что было в оригинале. Меньшая мощность, иной территориальный коэффициент, больший возраст и стаж позволят агенту формально уменьшить размер страховой премии и оставить себе большее количество денег. В лучшем случае это выяснится через год при оформлении нового полиса и расчете скидки за безаварийную езду, в худшем - при первом же ДТП. В таких случаях необходимо заставлять агента заполнять оба экземпляра (тем более, что самокопирующаяся подложка бланков полисов ОСАГО позволяет делать одновременно), либо отказываться от оформления полиса, благо – агентов вокруг много. Доказать что-либо после будет возможно, но весьма проблематично.

Здесь же необходимо упомянуть и ошибки, умышленные или случайные, совершаемые при заполнении полисов. Так, например, ошибка в мощности двигателя может привести к изменению суммы страховой выплаты, что может стать причиной для обвинений в обмане страховой компании и отказе в выплате. Если при заполнении полиса допущена ошибка, то её исправление недопустимо, так как полис является финансовым документом. В этом случае заполняется новый полис, а старый бланк агент возвращает в страховую компанию как испорченный - для этого существуют стандартные процедуры.

Возможно, всё написаное кого-то напугает своей кажущейся сложностью. Но на мой взгляд выполнение ряда нехитрых действий раз в год по бумажке может предотвратить куда более серьёзные проблемы. Будьте внимательны не только на дороге.

 Warlock

Свои комментарии вы можте оставить ниже или тут.