10 05 14 «АвтоВАЗ» избавится от большинства российских поставщиков

В России есть качественные поставщики деталей, но их немного. Рынок поделят СП с иностранцами  1
«АвтоВАЗ» на конференции в четверг представил поставщикам автокомпонентов свою программу развития до 2020 года и новые требования к качеству комплектующих. В мероприятии участвовали 300 действующих поставщиков предприятия и новые потенциальные партнеры компании.

«АвтоВАЗ» находится в вечном творческом поиске общего языка с заводами-поставщиками компонентов. Проблема волжского автогиганта в том, что до прихода Renault не было сделано ни одной попытки серьезной модернизации завода и реальной, не на словах, интеграции его в мировой автопром. Идея создания единой, конкурентоспособной базы поставщиков появилась лишь с приходом на завод французов.

Так называемая Lada Production System (по аналогии с Toyota) практически не менялась с 1970 года, и у большинства поставщиков был похожий застой. Никогда поставщики компонентов не делали глобальных инвестиций в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Исключение составляют лишь те немногие компании, которые либо организовали СП с иностранцами, либо оказались, фактически, ими перекуплены. Например, «Роберт Бош Саратов» (входит в концерн Bosch): этот российский поставщик выпускает и дорогие свечи, и дешевые – привет из 1980-х под названием А17 ДМРВ.

С начала кризиса поставщикам «АвтоВАЗа» было особенно сложно из-за того, что завод вовремя не оплачивал поставки. В некоторых случаях не было даже денег платить людям зарплату. Естественно, ни на какое развитие средств не было: быть бы живу. То, что сейчас декларирует топ-менеджмент «АвтоВАЗа», в принципе, правильно. Действительно, нужно максимально вкладываться в развитие собственных научных разработок. В случае с иностранцами стоит делать больший уклон на промсборку. Сейчас министерства (в том числе Минэкономразвития) готовят ряд законодательных новелл, чтобы промсборка, полноценная промсборка стала реальностью. Но одними законами решить ничего нельзя. Иностранным поставщикам компонентов нужны заказы, чтобы загрузить свои предприятия; соответственно, им необходимы заказы и от «сборщиков», и от «АвтоВАЗа».

Renault очень серьезно подходит к выбору поставщиков. А с учетом их планов производства автомобилей на платформе Logan в Тольятти и в Москве можно говорить о достаточно серьезных объемах. Их в совокупности достаточно для того, чтобы загрузить поставщиков компонентов работой. Проблема в том, что в России, в лучшем случае, 20% поставщиков пытаются измениться. Остальные только могут на конференции ходить и говорить о «страшной угрозе» быть поглощенными иностранными компаниями. А меж тем, ведь есть достойные компании и среди российских автопроизводителей – в частности, петербургская «Автоарматура», владимирский «Автоприбор», сызранский «Пластик»..

«АвтоВАЗ» декларирует, что хочет сохранить максимальное количество российских поставщиков. На заводе говорят, что «русскость» предприятия будет одним из ключевых факторов в выборе партнера при прочих равных. Только тут важно провести грань: «Бош-Саратов» – это российский поставщик? Если мы отвечаем утвердительно, то среди будущих партнеров «АвтоВАЗа» больше половины могут быть русскими. А вот «доморощенных» отечественных заводов среди поставщиков будет совсем немного – в лучшем случая пятая часть тех, с кем производитель работает в настоящий момент. От текущего модельного ряда «АвтоВАЗ» рано или поздно откажется. К этому моменту Lada Production System исполнится полвека. Столько бизнес-модели в современном мире, даже самые долгоиграющие, просто не живут.

 

_slon.ru_