ХОЛОДНО, СНЕГ, А ЕХАТЬ НАДО …

Перебрав в голове все, что я могу рассказать о своем опыте эксплуатации Логана в условиях резко-континентального климата (Красноярский край, Иркутская область) решил начать с конца:


Запомните господа!
Все, о чем пишут авторитетные издания
про надлежащее техническое
состояние автомобиля, его оснащение,
правильное и аккуратное вождение –
в наших сибирских условиях должно
возводиться в квадрат.

А теперь по порядку (заводим, ездим, глушим):

ЗАВОДИМ и что для этого требуется
Америку не открою:
для успешного запуска двигателя в мороз, кроме прочих
составляющих, нужны: мощный аккумулятор, отличные свечи, правильное масло в двигателе и понимание самого процесса
запуска при низких температурах.
Ну аккумулятором Логан не обидели (спасибо разработчиком) – 70 А/ч.
При хорошем состоянии, его хватает для запуска двигателя после нескольких дней стоянки при температуре до -45°С (из личного опыта), причем без спец. мер и предварительной подготовки. Много на эту тему уже написано и у всех на слуху, отмечу всего несколько, на мой взгляд, самых важных особенностей:
Следует помнить, что каждый запуск двигателя в таких условиях съедает значительную часть заряда аккумулятора, и если, после запуска, вы не дали ему времени подзарядиться, в следующий раз будете танцевать вокруг холодного и мертвого автомобиля с бубном (проводами, чтобы подзарядиться от работающего автомобиля более дальновидного автовладельца). Не жадничайте, пусть автомобиль проработает хотя бы полчаса – часик (включая время поездки). Идеальный вариант – весь этот час двигаться на оборотах не менее 2000-3000 об./мин.

Если все-таки аккумулятор не осилил запуск двигателя – не прикуривайте. Просто (если нашелся такой отзывчивый человек) подзарядите свой аккумулятор от другого работающего автомобиля в течение 5-15 минут, а в это время можно развлечь добрую душу, согласившуюся вам помочь в такую погоду, свежим анекдотом. Хотя, с каждой попыткой запуска шансы на успех значительно снижаются, но об этом расскажу ниже, в порядке очереди.

Каждый аккумулятор, когда то приходится менять. НЕ ЭКОНОМТЕ НА АККУМУЛЯТОРЕ. Если у вас нет времени искать в интернете сравнительные тесты, искать добросовестного продавца, не торгующего подделками – не экспериментируйте. Выбирайте самый крупный и известный магазин этого профиля в вашем городе и выбирайте там аккумуляторы известных производителей, чьи названия у всех на слуху. Потом попросите продавца-консультанта рассказать вам о тех трех-четырех производителях, на которых вы остановились, если это не «шарашкина контора», врать он вам не будет и поможет сделать правильный выбор. Он должен обратить ваше внимание на емкость аккумулятора, расположение «плюсовой» и «минусовой» клемм (посмотрите заранее, как они у вас расположены) и прочие особенности, как конкретных моделей, так и в целом по каждому производителю.

Пользуясь этим методом вы, скорее всего, переплатите некоторую сумму «за бренд», за «место» (цена в центральных магазинах, как правило, выше – нужно окупать удачное географическое положение торговой точки) но получите гарантировано (насколько это возможно в наше время) качественный аккумулятор.

Пользуясь этим методом, купил «BOSH» 75 А/ч работой которого доволен. Да, дорого, но если вы купили Логан за 300 т.р. то и 4-5 т.р. на свою безопасность должны выделить. Не такая уж большая сумма по сравнению с дивидендами от покупки качественного аккумулятора.
Заканчивая тему об аккумуляторе, скажу: если он у вас плохой, то далее можете не читать – не имеет смысла. Ваша машина все равно простоит все холода без движения. Не помогут ни свечи, ни масло. Про костер под картером и запуск с толкача не пишу – не люблю открытого пламени и веревок, слишком фатально.
Про свечи тема отдельная и очень объемная, про которую будет отдельная статья. Здесь же посоветую помнить несколько простых правил: используйте свечи с соответствующей рекомендациям производителя вашего автомобиля формой и количеством электродов и меняйте их вовремя. С плохой искрой запуск двигателя в мороз сильно осложнен, если вообще возможен.
Масло, рекомендованное «РЕНО», для нашего автомобиля:
ELF EVOLUTION SXR 5W30

Если с нижней границей температуры окружающего воздуха все в порядке (5W – до -35÷-40°С), то верхняя всего +30°C, что для нашего резко-континентального климата «не есть гуд». Наряду с сильными морозами у нас ведь и летом жарко и +35°C, пусть и не норма, но и не редкость.
Для себя считаю обоснованным использование масел 5W50 (до +50°C), которые имеют один из самых широких диапазонов рабочих температур (в частности NESTE-I 5W/50 имеет рекордно широкий диапазон рабочих температур: от -51 до +215 °C), являются маслами наивысшего уровня качества и редко бывают подделкой.
Зачем фальсифицировать дорогое масло малого спроса, когда гораздо выгоднее разливать "веретенку" по банкам, с надписью 10W40, которые разбирают как горячие пирожки. Да, дорого, но тут тот же аргумент, что и при разговоре об аккумуляторах: хотим ездить «всепогодно» - платим. И так, имеем хороший аккумулятор, отличные свечи, правильное масло и температуру за бортом -45°С. Очень хотим ехать (и куда вас понесло в такой мороз? … ).
Про выжатое сцепление, время работы стартером и прочую «азбуку» писать не буду. Остановлюсь на нескольких опасностях и нюансах при пуске двигателя в этих условиях, которые вынес из личного опыта методом проб и ошибок:
Когда вы крутите двигатель, топливо поступает в камеру сгорания и оседает на ее внутренних поверхностях, в частности свечах. Чем больше мы безрезультатно крутим двигатель, тем хуже искрообразование. После 3х-6ти неудачных попыток выворачивайте и протирайте свечи, иначе задаром будете мерзнуть и посадите аккумулятор. Есть одна хитрость: если вы замечали, то первые обороты холодного двигателя даются стартеру с бóльшим трудом, чем последующие (при нормальном аккумуляторе). Соответственно просадка напряжения в бортовой сети выше, искра хуже и шансов поджечь смесь меньше. А топливо поступааает……
Тут я впервые пойду на перекор рекомендациям производителя и посоветую после включения зажигания сразу, не дожидаясь пока на приборной доске погаснут все лампочки и бензонасос создаст давление в топливной системе, повернуть ключ до конца и крутить стартер. В первые, самые тяжелые, обороты двигателя меньшее количество топлива поступит в камеру сгорания и шансы «залить» свечи будут значительно ниже. Есть у нас умельцы, которые вообще ставят выключатель питания бензонасоса, и первые несколько оборотов делают «в холостую». Сам я так не делал, поэтому советовать не буду, но думаю действенная мера.

В такие морозы, даже при полностью исправном двигателе, совсем не факт, что он заработает сразу и устойчиво. Могут заработать не все цилиндры или работать с перебоями (пропускать рабочие такты). В этом случае электроника бессильна и придется помочь двигателю педалью «газа». Работать педалью нужно очень аккуратно. Нажмете раньше – зальете свечи (читаем выше), нажмете позже – двигатель заглохнет, так и не набрав оборотов. Однозначного совета тут нет, все основывается на вашем субъективном ощущении состояния процесса запуска. Главное поймать момент, когда увеличение подачи топлива уже способно дать возможность двигателю работать самостоятельно (пусть и не стабильно, но без помощи стартера) а попросту не зальет свечи. Пробуйте, каждая ошибка будет приближать вас к положительному результату в будущем.

При всем при этом учтите: запустить двигатель желательно за, как можно, меньший промежуток времени, так как даже хороший и заряженный аккумулятор, в таких условиях, очень быстро разрядится.
На этом описание процесса запуска планирую завершить и в итоге скажу следующее: когда «все правильно» с вашим Логаном, то запуск двигателя при температурах до -45°C без каких либо спец. средств является задачей решаемой и сравнительно не сложной. А «помогалки» из серии эфира в воздухозаборник, горячей воды на впускной коллектор и прочие народные средства проигнорирую (да простит меня ув. гл. редактор) ибо, для нашего автомобиля, это все от лукавого, хотя на предыдущей ВАЗ21099 и сам грешил этим, ну на то он и ВАЗ.

ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ ПРОЕХАТЬСЯ
В этом разделе я хотел бы остановиться только на тех немногих особенностях езды в условиях суровой зимы, которым, на мой взгляд, уделяется мало внимания.
Все хотят ехать в теплом автомобиле, и если нет времени на его прогрев предпочитают поставить печку на рециркуляцию и тронуться в путь. И действительно, всем известно, что в таком режиме стекла покроются инеем, но ведь не сразу. Ведь есть время, прогревая погонять воздух внутри автомобиля не хватая забортную стужу. Да есть, но тут вас поджидает серьезная опасность при переводе печки в режим забора наружного воздуха – практически мгновенно стекла покрываются инеем. Не буду вникать в физику процесса, но на первых порах эксплуатации Логана пару раз попадал на эту уловку.
Слава богу дорожная обстановка позволяла остановиться «где есть» и включить «аварийку», так как видимость сразу становится «нулевой». Тут уж (если все-таки ехать надо) лучше немного померзнуть, тем более что Логан прогревается весьма быстро.
Немного отойду в сторону от своего правила и повторю избитую истину, так как считаю ее очень важной: при начале движения не штурмуйте кочки и неровности, масло в амортизаторах замерзшее и они быстро выйдут из строя. Нужно на небольшой скорости плавно попереваливаться на неровностях чтобы «расшевелить» амортизаторы – немного разогреть их.
Что до зимней дороги, то она в наших местах выше всяких «похвал» благодаря «внезапным» снегопадам в середине ноября и «качественной» уборке улиц (чтобы внести ясность для тех, кто не бывал в наших краях, сопровожу рассказ несколькими фото наших центральных улиц зимой со всеми сопутствующими последствиями – заносами, ДТП, пробками и пр.)

улица Семафорная

И так, не следует экономить на резине. Хорошая резина – это наиважнейшее средство безопасности на зимней дороге. Много слышал споров о целесообразности использования шипованной резины, читал много тестов. Для меня вопроса выбора не существует, особенно когда проезжаю мимо автомобилей буксующих на ровном месте в небольшой ледяной ямке или между двух кочек снежного наката как на фото слева. И вам советую – берите «шипы». К вопросу марке, скажу, что надо брать резину шипованную на заводе производителе. Насколько я знаю, на данный момент это только Nokian, что и подтверждает мой личный опыт. Ездил на Goodyear Ultra Gpip500, сейчас на Nokian HKPL 7. Учитывая мой неаккуратный стиль езды (люблю пройти повотор с заносом, с пробуксовкой и пр.) после первой зимы потерял половину шипов на Goodyear’ах, к концу второй – все, на Nokian, за 2,5 месяца такой же езды пока все шипы на месте, хотя на Goodyear’ах в таком «молодом» возрасте уже начали выпадать. Ну да это исключительно мое субъективное мнение.

Коммунальный мост

Теперь про стиль езды. Не совершайте резких движений на зимней дороге. И дело тут не в том, что ВАС может занести и т. д. Дело в том, что вокруг вас тоже люди, а дорога скользкая и у них не всегда есть возможность вовремя скорректировать направление и скорость движения, видя ваши выкрутасы.
Почему я так акцентирую внимание на этом вопросе?
Опять-таки из личного опыта.
У меня было два ДТП по «моей» вине, на скользкой дороге, практически при «нулевой» скорости. В первом случае мы (с «пострадавшим») заезжали на кольцо по касательной, шли по внешнему кругу накатом, практически стояли. Он шел впереди меня. Когда появился просвет достаточный чтобы вклинится в движение по кольцу «пострадавший» немного ускорился, я не нажимая на газ (так и шел накатом) оглянулся чтобы убедиться что и я успею, повернул голову вперед и увидел что «товарищ» засомневавшись топнул на тормоз и встал «колом». Касание было не сильным, но его бампер под замену. Не делайте так господа.
Во втором случае, в небольшой пробке (медленное движение с маленькой дистанцией), на светофоре начал моргать зеленый свет, «товарищ» впереди меня решил проскочить и ускорился, я тоже ускорился, так как видел, что проехать успеваем оба, но тут «товарищ» передумывает и перед светофором бьет по тормозам. Есть касание. Так тоже не делайте господа.
ПОМНИТЕ, ВЫ НЕ ОДНИ НА ДОРОГЕ.
И спереди и сзади вас тоже кто то, куда-то, едет. Да и ПДД в п12.9 запрещает резкое торможение, если оно не вызвано необходимостью предотвращения ДТП, правда этот пункт вменить очень сложно, по этому «догнавший» как правило, и назначается виновным.
Но даже в этом случае вам не избежать потери времени на ожидание ГАИ, оформление страховки и ремонт.


улица Вейнбаума


улица Калинина

Теперь перейдем к следующей просьбе. Обратите внимание на фото справа. Как вы думаете, что мне, в очередной раз, не нравится? А теперь поясню: впереди идущий автомобиль едет со скоростью 20-25 км/ч. Что имеем: слева относительно глубокий рыхлый снег движение по которому, со скоростью более 30-40 км/ч, черевато заносом; на правой полосе достаточно места для одной машины но дорога вся в «снежных шишках» накатанных автобусами – обгон по ней тоже череват заносом да и запрещен ПДД. И такие ситуации встречаются очень часто. Так тоже делать не стоит, если не хотите что бы в ваш адрес звучали нелестные слова.
Теперь собственно про сам обгон. Открою небольшой секрет, под снегом в середине дороги двойная сплошная линия, однако после того места откуда я выезжал на эту дорогу соответствующего знака нет, а знать разметку на память ПДД меня не обязывает. Что посоветую учитывать в подобной ситуации (если уж вам настолько не терпится и вы пошли на такой полузаконный и рискованный маневр): Встречная полоса должна быть пуста, поверьте на слово, если там будет хоть один автомобиль, то вы с ним встретитесь, так как в этой ситуации вам нужно очень большое расстояние для обгона.
Убедившись что встречная полоса свободна, не набирая скорости, переберитесь через рыхлый снег на встречную, свободную от снега полосу, обгоните по ней эгоиста, сбросьте скорость и вернитесь на свою полосу.
Не стоит пытаться обогнать по центру, так как высока вероятность заноса, снег неравномерный, машину будет водить и придется постоянно корректировать траекторию, ошибетесь – в лучшем случае просто развернет, в худшем нафантазируйте сами.

Рассматривать неоднозначные ситуации на зимней дороге можно бесконечно, но всех их можно избежать, если помнить главное:

  • Не думайте, что вы водите лучше всех
    и сможете проскользнуть, пролететь и объехать.

  • Не забывайте, люди вокруг вас не так быстро
    реагируют на ваши маневры, как вы от них ожидаете.

  • Не совершайте маневров в успешной реализации
    которых вы не уверены.

  • Чем больше дистанция до впереди идущего
    автомобиля, тем безопасней.

  • Чем меньше вы мешаете окружающим,
    тем меньше они мешают вам.

ГЛУШИМ
И так, если вы съездили, куда вам требовалось, ваш автомобиль проработал не менее получаса, дав время подзарядиться аккумулятору, и вы вернулись домой – глушите смело. Можете не сомневаться, ваш Логан и завтра успешно заведется и довезет вас туда, куда вам надо. А лучше всего поставьте на машину сигнализацию с функцией «автопрогрева», которая не даст остынуть двигателю до таких критически низких температур. Каждый запуск при низких температурах не является штатной ситуацией и сильно снижает ресурс двигателя.
Вот собственно и все что я хотел вам рассказать. Прошу заметь, все что написано выше является моим личным мнением и может не соответствовать действительности.

В догонку еще несколько интересных фото:

Вот так заносит снегом за ночь (с машины снег уже смел)


Вот такую преграду на выезде из двора оставил чистивший дорогу грейдер

Моисеенко Дмитрий

Для Ваших отзывов:
http://www.logan-club.ru/forum/viewtopic.php?f=65&t=15062