«Дворник» смахнул с лобового слезу...


Что Вам представится, если вы
услышите слово дворник?
Ставшие уже привычными
таджики в оранжевых жилетах?
Большой и добрый бородатый дядька в фартуке и с метлой
из исторических фильмов?




Дворник — это одна из древнейших профессий в человеческой цивилизации. Но для нас, автолюбителей, это слово имеет совсем другое значение. Услышав слово «дворник», каждый автомобилист в первую очередь вспомнит о щетках стеклоочистителя. В далеком 1903 году был придуман способ очистки автомобильных стекол от воды и грязи методом движения двух щеток вверх и вниз по вертикальному стеклу. В том же 1903 американская изобретательница Мари Андерсон придумала и запатентовала идею колебания щеток стеклоочистителей. Эта идея была встречена с сопротивлением, но к 1916 году все американские автомобили стали оснащаться стеклоочистителями.

Представить себе современный автомобиль без «дворников» невозможно. Многие из нас давно уже не прекращают использование автомобиля на зиму, и уж тем более мы не останемся дома, если на небе нахмурились тучки. Таким образом, «дворники» стали важным элементом не просто комфортного, но и безопасного вождения. Наш Логаша конечно же не является исключением.
Мой Логан приехал ко мне с обычными «дворниками» размером 51 см. Даже на глазок было видно, что можно использовать щетки большего размера. Это стало первой «доработкой» моей машины – буквально через две недели эксплуатации штатные «дворники» были заменены на «девяточные» длиной 53 см. Однако фантазия коллег по Логан-клубу поистине безгранична, многие применяют водительскую щетку 55 см, совмещая ее с «короткой» пассажирской, например 51 см.

Сегодня в магазинах автозапчастей выбор «дворников» огромен. Признанные мэтры и неизвестные марки. Разные производители, разные цены, разные конструкции… Конструкции? Постойте, ну что может быть проще автомобильного «дворника»? Что здесь можно еще изобрести? Ан нет! Прогресс не стоит на месте. Как устроена обычная щетка стеклоочистителя? Резиновая лента закреплена в металлическом каркасе, который призван более-менее равномерно распределить усилие прижима от подпружиненного поводка, а еще придать щетке необходимую поперечную жесткость — иначе бы резинка гнулась, но не чистила. Чтобы резиновая лента не извивалась волнами, в ее пазы вложены две полоски из пружинной стали.

До поры до времени такая конструкция устраивала всех. Но стекла становились все больше, по прихоти дизайнеров и специалистов по аэродинамике увеличивалась их кривизна, сами щетки становились длиннее, а их каркас — более громоздким. Что, в свою очередь, приводило к росту аэродинамического сопротивления, ухудшало обзорность, увеличивало шумность. С этим, конечно, боролись. Например, Volkswagen Golf третьего поколения оснащался стеклоочистителями со скругленным каркасом для уменьшения высоты щетки. Но это были полумеры. Радикальное решение придумали в восьмидесятых годах прошлого века. Уж раз стекло выпуклое, то почему бы соответствующим образом не изогнуть «поддерживающие» полоски из пружинной стали внутри резиновой ленты? Сделать их шире, для придания необходимой поперечной жесткости, фиксатор поводка закрепить прямо на них, а громоздкий каркас выбросить за ненадобностью. Так и появились бескаркасные щетки. Каковы же их достоинства?
Главное — более равномерное прижатие чистящей кромки к стеклу, за счет чего улучшается качество очистки. Это достигается благодаря предварительному изгибу «пружинящих» полос в точном соответствии с кривизной стекла автомобиля. Но из этого следует и недостаток: бескаркасный «дворник» уже не может быть таким универсальным!
Второе преимущество — аэродинамическое. Цельная конструкция, даже с «хохолком» спойлера, получается в два-три раза ниже традиционной щетки. Отсюда и уменьшение лобового сопротивления, и снижение подъемной силы, отрывающей «дворник» от стекла. Еще один аэродинамический плюс — снижение шума: воздушный поток не запутывается и не завывает в хитросплетениях каркаса. На скорости 120 км/ч эффект может достигать внушительных двух децибелов.
Третье достоинство, особенно актуальное в России и странах с холодным климатом, — бескаркасная щетка меньше подвержена обмерзанию. Ведь как только влага в шарнирах обычного «дворника» замерзает, каркас теряет подвижность и перестает равномерно прижимать резинку к стеклу, в результате чего щетка оставляет широкие неочищенные полосы на стекле. Приходится останавливаться, выходить из машины, очищать дворники ото льда, несколько раз согнуть разогнуть каркас, чтобы удалить лед из его шарниров. В бескаркасной конструкции этого не происходит. А качество очистки снизится лишь в том случае, если лед образуется непосредственно на резинке. Очистить «пружинящую» щетку намного проще: стоит лишь резко, как хлыстом, взмахнуть ею в воздухе — и лед моментально отлетит.
Вот здесь остановимся подробнее. Мы эксплуатируем машину круглый год. Мы уже привыкли к тому, что готовясь к зимнему сезону, необходимо поменять резину, жидкость стеклоомывателя, кто-то практикует замену масла на масло с другой вязкостью, но «дворники»? Нужно ли менять щетки в зависимости от сезона?
Сегодня почти все производители предлагают нам специальные зимние щетки стеклоочистителя. Для нашего климата это очень актуально.

Низкие температуры зимой заставляют предъявлять особые требования к составу резины «дворников», а снегопады и перепады температур – к самой конструкции.
Шарниры, обеспечивающие равномерный прижим щётки к стеклу, закрывают тонким резиновым чехлом, препятствующим проникновению воды и снега — производители надеются на герметичность такого чехла. Другие вдобавок изготавливают все закрытые части арматуры из нержавеющей стали — попадание влаги не приводит к коррозии, чем и обеспечивается длительная надёжная работа щёток. Снег и намерзающий на чехле лёд не приводят к потери подвижности арматуры и легко осыпаются при работе стеклоочистителей.
Другой способ – это упомянутые выше бескаркасные щетки.
Несколько слов о материале самих «резинок». Сегодня для дворников резина в чистом виде практически не применяется: она замерзает на морозе, разрушается под воздействием автохимии, после чего начинает нещадно скоблить стекло. Ведущие производители применяют резину с графитовым или тефлоновым напылением либо чистый силикон.
Конечно, специальные зимние щетки стеклоочистителя – удовольствие не дешевое. Для кого-то такие траты могут показаться несовместимыми со званием «народного автомобиля», на которое по праву претендует Логан. Но не забывайте, что эффективность работы «дворников» – это вопрос вашей безопасности! Ведь хорошая видимость так важна, особенно темными зимними вечерами на грязных и мокрых зимних дорогах. Если зимы в вашем регионе суровы, приобретите специальные зимние «дворники». Не стоит экономить на собственной безопасности.
Чистых вам стекол и безопасной дороги!!!


В статье использованы материалы сайтов «Логан-клуб»
http://www.logan-club.ru,
«За рулем»
http://www.zr.ru,
«Авторевю»
http://www.autoreview.ru.

Константин «Loken» Либов

Пожалуйста, оставьте Ваш отзыв
http://logan-club.ru/forum/viewtopic.php?f=21&t=14547



ВложениеРазмер
dvornik1.jpg31.63 КБ
dvornik.jpg44.37 КБ