О ковке, литье и штамповке

Колесные диски можно разделить на стальные (штампованные) и легкосплавные (литые и кованые).

Сначала уделим внимание старожилам - стальным дискам. Их еще называют штампованными, поскольку в процессе изютовления отдельные части дисков штампуют из листа, а потом эти части соединяют между собой сваркой. Несомненные плюсы таких дисков невысокая цена, довольно высокая прочность и достаточная пластичность. Последнее свойство важный аргумент в пользу безопасности, потому что колесо при ударе не лопается, а деформируется, сохраняя какое то подобие своей геометрии. Основные недостатки илампованных дисков - большая масса, невысокая коррозийная стойкость, невысокая точность изготовления и не слишком разнообразный дизайн. Последний недостаток можно отлично замаскировать колпаками. При покупке стальных дисков следует отдать предпочтение известным производителям. К ним относятся например, KFZ (Германия) или оригинальные диски от Рено.

В начале 60-х годов многие разработчики колес стали искать более легкие сплавы и материалы для их изготовления. Спектр «легких»материалов, когда либо опробованных для изготовления колес автомобиля, широк, но самыми массовыми и коммерчески успешными оказались сплавы на основе алюминия. По многим свойствам они лучше стальных: допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозною узла. Но главное — они лет кие. Чем легче диски, тем лучше разгонная динамика, меньше расход топлива, меньше общая масса неподреа оренных частей автомобиля, а значит лучше комфорт.

Применяя алюминий, разработчики предложили производить колеса с помощью литья под низким давлением. Диски, изготовленные таким способом, принято называть «литыми». Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому особенно опасных), которые рано или поздно проявят себя от сильного удара диск может расколоться. Чтобы обеспечить механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе. Литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается оксидной пленкой и теряет товарный вид.

Производителей литых дисков великое множество. В нашем клубе заслуженным успехомпользуются литые диски Replica (Тайвань) и К&К (Россия, Т.Красноярск). В конце 80 х годов впервые в России были изтоговлены диски методом торячей обьемной штамповки в закрытых матрицах. Этy технологию для простоты называют «ковкой», хотя это не совсем точно с технической точки зрения. При ковке достигается прочность выше, чем при литье, поскольку происходит измельчение зерен, их деформация и вытягивание в нужном направлении. В результате структура металла становится волокнистой, за счет чего возможно уменьшение толщины стенок кованото диска примерно на 20% по сравнению с литым, высокая прочность материала дисков обеспечивает им хорошие весовые характеристики - масса кованого диска на 30-50% меньше массы стального и на 20-30% аналогичного литого. Благодаря высокой пластичности такой диск не разрушается после сильного удара, а деформируется наподобие стали io. Обладают хорошей коррозионнои стойкостью, можно и вовсе использовать без лакокрасочного покрытии. В общем, кованый диск вобрал в себя все преимущества лиюю и стального штампованного собратьев, при этом избавившись от их недостатков. Cain бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии изготовления. кованые диски, наверное, вытеснили бы все остальные по большинству характеристик им нет равных. Небольшим минусом кованых дисков является простота дизайнов.Производителей кованных дисков меньше, нежели литых, но выбор достаточный. Лучшее соотношение цена/качество имеют о1течественные диски. Хорошо зарекомендовали себя ВСМПО и Слик.

Прежде чем приступать к выбору конкретной модели, давайте определимся с параметрами диска. Обычно они выглядят так: 15"(диаметр диска в дюймах), J6(ширина обода в дюймах). ET50(вылет), РСD4*100(количество диаметр расположения крепежных отверстий), DIA60,1 (диаметр центрального отверстия диска в миллиметрах).

Renault рекомендует использовать диски диаметром 14"(J5.5;  ET 43; DIA60,1 ;  РСD4*100 0) и 15"(J6; ET50 ; DIA60,1 ; РСD4*100 ),от этого зависит Ваша гарантия на подвеску. Важно знать, что при увеличении диаметра увеличивается масса колеса. Это ведет к снижению динамики автомобиля, ухудшает комфорт, но улучшаeт управляемость. Диаметр является отправной точкой для ширины обода, которая изменяется в следующих диапазонах: 5,0...6,0 (14"), 5,5...6,5(15") и 6,5...7,0(16*) - и ее следует учитывать, исходя из ширины шин. Важное значение имеет вылет диска - размер между крепежной (посадочной) плоскостью диска колеса приустановке на ступицу автомобиля и осью симметрии, проходящей по середине обода. Чем больше вылет, тем глубже колесо «прячется» в арке. Использование дисков с вылетом, отличным от предписанного производителем, может повлиять как на управляемость, так и на срок службы деталей подвески, т.к. изменяются направление и сила нагрузки на ступицу автомобиля. Пожалуй, единственным неизменным параметром является количество и диаметр расположения крепежных отверстий 4*100. Эту необходимо строго придерживаться. Что нельзя сказать о диаметре центрального отверстия диска - с целью унификации с другими автомобиля ми многие производители дисков делают его больше. Поэтому пусть Вас не путают цифры 67,1 или 72,6, но нужно сразу побеспокоиться о покупке переходных колец на диаметр 60,1 мм. При правильном подборе проблем в зксплуатации не возникает.

Помимо выбора диска не стоит забывать и о его креплении на ступицу. Для каждого колеса используются 4 конусных болта М12*1,5. Обычно со штампованными дисками длина его резьбы составляет 24 мм, но для лесосплавных колес наиболее универсальной является 26 мм. Использовать удлиненные болты со штампованными дисками не стоит, т.к. излишне длинные
болты могут заблокировать колесо. Также стоит уточнить, насколько материал болтов нейтрален к материалу диска, т.к. болты предназначенные исключительно для штампованных дисков, могут вступать в химическую реактино с легкоплавными дисками, в результате чего настолько «прикипают» к диску, что для откручивания их приходится применять специнструмент.

Теперь можно приступать к выбору модели диска, и здесь понятие о красоте у каждого свое. А чтобы колеса Вашего автомобиля всегда имели безупречный вид, не пренебрегайте достижениями современной химической промышленности. При мойке литых дисков используйте щадящие моющие средства, не содержащие аммиак. После мойки диски рекомендуется протереть и дать обсохнуть. Существуют специальные полироли и водоотталкивающие средства для легкосплавных дисков, чтобы они не потеряли свой первоначальный блеск и были менее подвержены коррозии. Раз в сезон при замене шин обязательно проводите на сервисе балансировку. Дело о том, что не отбалансированные колеса больше подвержены разрушению, особенно если речь идет о литых колесах, а также вызывают ускоренный износ подвески. Не ленитесь периодически осматривать легкосплавные диски на предмет сколов и друтмх повреждений, в случае обнажении неполадок незамедлительно обращайтесь в автосервис или шиномонтаж.

В заключении хочется пожелать» чтобы свою безопасность и безопасность Ваших близких Вы ставили выше красоты.